Методическая копилка воспитателя
Рабочая программа кружка «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА» ребенка старшего дошкольного возрастаПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Аналитическое обоснование программы Программа обучения в объединении «Духовно-нравственного развития ребенка» ориентирует воспитанников на одновременное решение задач художественного образования и эстетического воспитания, т.е. рассматривает обучение и воспитание как единое целое. Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Все это невозможно сделать без воображения и фантазии. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. Дети искренни и непосредственны, их души благородная нива для сеяния добра. И надо стараться сеять это добро, делая все, чтобы мир чувств ребенка был наполнен красками, радостью и светом, чтобы с раннего возраста он учился отличать прекрасное и безоговорочно стал на сторону добра и красоты. Развивать познавательную и творческую активность следует с детского возраста, именно в этом возрасте дети активно и непосредственно выражают свое восприятие мира. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Всё начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь в этих стремлениях, призвана данная программа. Цель программы: обеспечить социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки. Задачи программы: Обучающие задачи: 1. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения. 2. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни. 3. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру. Воспитательные задачи: 1. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь. 2. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие. 3. Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда. 4. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда. Развивающие задачи: 1. Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их речевого развития. 2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор. 3. Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия. 4. Развивать у детей социальные умения и навыки поведения. 5. Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок. 5. Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности. 6. Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки. 7. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Организация образовательного процесса
Программа рассчитана на работу с детьми 6 - 7 лет без предъявления требований к базовым знаниям. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 30 мин. При составлении учебно-тематических планов на основании программы «Духовно-нравственного развития ребенка» педагог распределяет учебный материал в удобных вариантах по полугодиям. При реализации программы используются как групповые теоретические и практические занятия, так и индивидуальные. Теоретические и практические занятия проводятся в групп, оснащённых всеми необходимыми учебно-методическими и наглядными пособиями, дидактическим материалом. Для реализации программы очень важным условием является сотрудничество с родителями. Формы работы с семьёй: · консультации по решению социально-психологических проблем; · беседы; · родительские собрания; · совместная работа по подготовке и проведению организационно-массовых мероприятий, коллективно-творческих дел. Исходя из особенностей организации и проведения занятий по данной программе, руководитель имеет право самостоятельно проводить выбор тем и занятий на каждый день обучения, менять темы местами. Ожидаемые результаты 1) Устойчивый интерес к деятельности объединения «Духовно-нравственного развития ребенка» со стороны детей и родителей; 2) высокий уровень развития интеллектуальных, творческих, формирование духовно-нравственных качеств обучающихся; 3) работа объединения «Духовно-нравственного развития ребенка».
Формы и методы оценки результатов
Результаты могут быть представлены в форме коллективных и персональных выставок творческих работ обучающихся, итоговых занятий, которые могут проводиться в форме викторин, интеллектуальных игр и игровых программ. Итоговые занятия выполняются обучающимися в конце каждого полугодия. Кроме того, 2 раза в год (в начале и в конце учебного года) проводится диагностика для определения уровня знаний, умений, навыков полученных в процессе обучения.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для успешной реализации данной программы используются современные методы и формы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к данному виду деятельности: 1. Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, лекция, дискуссия, метод примера. 2. Наглядные методы: просмотр иллюстрированного материала, фотографий, экспонатов, репродукций картин и др. 3. Практические методы освоение навыков 4. Методы стимулирования и мотивации: формирование опыта эмоционально – ценностных отношений у обучающихся, интереса к деятельности и позитивному поведению, ответственности (учить проявлять упорство и настойчивость, предъявлять конкретные требования, разъяснять положительное в получении знаний). 5. Методы контроля: практические задания, тестирование. 6. Методы создания положительной мотивации обучающихся: - Эмоциональные: ситуации успеха, поощрения и порицание, удовлетворение желания быть значимой личностью. - Волевые: предъявление образовательных требований, формирование ответственного отношения к получению знаний и умений, информирование о прогнозируемых результатах обучения. - Социальные: развитие желания быть полезным обществу, создание ситуации взаимопомощи, взаимопроверки и заинтересованности в результатах коллективной работы. Заинтересованному отношению к деятельности объединения, развитию познавательных, творческих способностей, формированию социально важных качеств, сплочённого детского коллектива способствуют приёмы, используемые педагогами при организации образовательно-воспитательной деятельности: · постановка увлекательной цели; · использование элементов самооценки, самоконтроля. Материально-техническое оснащение занятий:
Материалы и инструменты: · акварель, гуашь; · различные виды бумаги; · разнообразный природный материал (ракушки, камешки, перья, травы, семена растение · клей ПВА, клей «Момент», скотч Информационно-методическое оснащение и дидактические материалы: · методические материалы; · наглядные пособия; · литература по изготовлению изделий; · образцы изделий; · технологические карты.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
После обучения по программе «Духовно-нравственное развитие ребенка» воспитанники должны знать: - добрые слова, - пословицы и их значение; - значение слов: доброта, вежливость, милосердие, жестокость, совесть и т.д. уметь: - делать добрые поступки; - быть трудолюбивым, честным; - делать поделки своими руками.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Барто А. «Имя и фамилия»; 2. Витекам Ц. «Зависть – серая с желтыми пятнами»; 3. Габе Д. «Моя семья»; 4. Дьяченко В. «Чему учат детей пчелы», «Великодушная дочь»; 5. Житков Б. «Как меня назвали»; 6. Каралийчев А. «Непослушные дети»; 7. Майков А. «Мать и дети»; 8. Мусатов В. «Как хлеб на стол пришел»; 9. Осеева В. «Своими руками»; 10. Стрелкова Л. «Пора, пора, порадуемся»; 11. Сухомлинский В.А. «Каждый человек должен»; 12. Сухомлинский В. «Счастье и труд», «Пекарь и портной», «Правильно думай о труде»; 13. Сухомлинский В.А. «Кому идти за дровами»; 14.Сухомлинский В. «Трудно быть человеком»; 15. Сухомлинский В.А. «Трудно быть человеком», «Для чего говорят «спасибо», «Неблагодарность», «Скажи человеку «здравствуй», «Красивые слова и красивые дела»; 16. Сухомлинский В. «Все добрые люди – одна семья», «Бабушка отдыхает», «Именинный обед»; 17. Сухомлинский В.А. «Ненаглядный сынок», «Лесной домик», «Красивые слова и красивые дела»; 18. Сухомлинский В. «Какой след должен оставить каждый человек на земле»; 19. Сеф Р. «Имя у тебя одно»; 20. Сухомлинский В.А. «Жадный мальчик», «Металлический рубль»; 21. Гребенщиков А. «Азбука мудрости».
3 ноября 2015 в 21:54
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.