Методическая копилка воспитателя

Рабочая программа кружка «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА» ребенка старшего дошкольного возраста

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 Аналитическое обоснование программы

Программа обучения в объединении «Духовно-нравственного развития ребенка» ориентирует воспитанников на одновременное решение задач художественного образования и эстетического воспитания, т.е. рассматривает обучение и воспитание как единое целое.

Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Все это невозможно сделать без воображения и фантазии. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир.

Дети искренни и непосредственны, их души благородная нива для сеяния добра. И надо стараться сеять это добро, делая все, чтобы мир чувств ребенка был наполнен красками, радостью и светом, чтобы с раннего возраста он учился отличать прекрасное и безоговорочно стал на сторону добра и красоты. Развивать познавательную и творческую активность следует с детского возраста, именно в этом возрасте дети активно и непосредственно выражают свое восприятие мира. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Всё начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Открытие в себе  неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь в этих стремлениях, призвана данная программа.

Цель программы:  обеспечить социальную адаптацию дошкольников путем введения их в куль­турную традицию народной и авторской сказки.

Задачи программы:

Обучающие задачи:

1. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.

2. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доб­рой, совестливой жизни.

3. Расширять представления детей об окружающем мире посред­ством введения их в литературную и музыкальную культуру.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к ро­дителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

2. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления пози­тивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дру­желюбие.

3. Воспитывать навыки доброжелательного, внима­тельного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услы­шанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.

4. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, ра­ботать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с ува­жением относиться к результатам чужого и своего труда.

Развивающие задачи:

1. Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их речевого развития.

2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

3. Развивать навыки произвольного поведения: внимательнос­ти, терпеливости, усердия.

4. Развивать у детей социальные умения и навыки поведения.

5. Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок.

5. Содействовать развитию элементарных навыков продуктив­ной деятельности.

6. Создавать условия для активного включения детей в рече­вую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, свя­занную с образным строем и сюжетом сказки.

7. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

 

Организация образовательного процесса

 

Программа  рассчитана на работу с детьми 6 - 7 лет без предъявления требований к базовым знаниям. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 30 мин.

При составлении учебно-тематических планов на основании программы «Духовно-нравственного развития ребенка» педагог распределяет учебный материал в удобных вариантах по полугодиям.

 При реализации программы используются как групповые теоретические и практические занятия, так и индивидуальные. Теоретические и практические занятия проводятся в групп, оснащённых всеми необходимыми учебно-методическими и наглядными пособиями, дидактическим материалом.

Для реализации программы очень важным условием является сотрудничество с родителями.

Формы работы с семьёй:

· консультации по решению социально-психологических проблем;

· беседы;

· родительские собрания;

· совместная работа по подготовке и проведению организационно-массовых мероприятий, коллективно-творческих дел.

Исходя из особенностей организации и проведения занятий по данной программе, руководитель имеет право самостоятельно проводить выбор тем и занятий на каждый день обучения, менять темы местами.

Ожидаемые результаты

1) Устойчивый интерес к деятельности объединения «Духовно-нравственного развития ребенка» со стороны детей и родителей;

2) высокий уровень развития интеллектуальных, творческих,  формирование духовно-нравственных качеств обучающихся;

3) работа объединения «Духовно-нравственного развития ребенка».

 

Формы и методы оценки результатов

 

Результаты могут быть представлены в форме коллективных и персональных выставок творческих работ обучающихся, итоговых занятий, которые могут проводиться в форме викторин, интеллектуальных игр и игровых программ. Итоговые занятия выполняются обучающимися в конце каждого полугодия.

Кроме того, 2 раза в год (в начале и в конце учебного года) проводится  диагностика  для определения уровня знаний, умений, навыков полученных в процессе обучения.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Для успешной реализации данной программы используются современные методы и формы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к данному виду деятельности:

1. Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, лекция, дискуссия, метод примера.

2. Наглядные методы: просмотр иллюстрированного материала, фотографий, экспонатов, репродукций картин и др.

3. Практические методы  освоение навыков

4. Методы стимулирования и мотивации: формирование опыта эмоционально – ценностных отношений у обучающихся, интереса к деятельности и позитивному поведению, ответственности (учить проявлять упорство и настойчивость, предъявлять конкретные требования, разъяснять положительное в получении знаний).

5. Методы контроля: практические задания, тестирование.

6. Методы создания положительной мотивации обучающихся:

- Эмоциональные: ситуации успеха, поощрения и порицание, удовлетворение желания быть значимой личностью.

- Волевые: предъявление образовательных требований, формирование ответственного отношения к получению знаний и умений, информирование о прогнозируемых результатах обучения.

-  Социальные: развитие желания быть полезным обществу, создание ситуации взаимопомощи, взаимопроверки и заинтересованности в результатах коллективной работы.

Заинтересованному отношению к деятельности объединения, развитию познавательных, творческих способностей, формированию социально важных качеств, сплочённого детского коллектива способствуют приёмы, используемые педагогами при организации образовательно-воспитательной деятельности:

· постановка увлекательной цели;

· использование элементов самооценки, самоконтроля.

Материально-техническое оснащение занятий:

 

Материалы и инструменты:

· акварель, гуашь;

· различные виды бумаги;

· разнообразный природный материал (ракушки, камешки, перья, травы, семена растение

· клей ПВА, клей «Момент», скотч

Информационно-методическое оснащение и дидактические материалы:

· методические материалы;

· наглядные пособия;

· литература по изготовлению изделий;

· образцы изделий;

· технологические карты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование тем, разделов

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Ведение в образовательную программу

1

-

1

2.

Тема: «Имя»

2.1 Имя - слово, которым называют человека (значение имени, которое носит человек).

2.2 Имя человека - его слава и достоинство (самые известные и святые люди, которые прославили свои имена в истории).

2.3 Поcловицы, значение пословицы «Хорошо там и тут  где по имени зовут» (как выбирают имя ребенку, день имени - именины, как празднуют именины).

2.4 Итоговое занятие: игра «День рождения».

4

2

6

3.

Тема: «Семья»

3.1 Семья-это остров любви, терпения, послушания, спасения.

3.2 Родные, родня, род, пословицы (Чти отца своего и мать свою).

3.3 Семья - ключевое слова мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат.

3.4 Беседа «Моя семья».

3.5 Итоговое занятие - рисуем свою семью.

5

4

9

4.

Тема: «Слово»

4.1 «Слово» как источник жизни человека.

4.2 Мудрые, добрые, задушевные слова помогают и сохраняют любовь.

4.3 Слова лжи, клятвы, брани, разрушают мир вокруг нас, хорошие настроение.

4.4 Слова прощения и покаяния -возвращают любовь, покой, лад.

4.5 «Спасибо», «Пожалуйста», «Будьте добры», «Родная», «Милая», «Славная», «Прости», «Извини».

4.6 Итоговое занятие: игра «Всегда говорю добрые слова».

5

4

9

5.

Тема: «Совесть»

5.1 Совесть живет в нас, она подсказывает нам, как поступать в трудной ситуации, как  сделать сердце чистым.

5.2 А хорошо ли то, что я делаю?

(примеры совестливых добрых поступков детей).

5.3 Итоговое занятие: игра «Что такое хорошо и что такое плохо»

3

2

5

6.

Тема: «Благодарность и недовольство»

6.1 Слова благодарности за доброе дело.

6.2 Значение пословиц «За добро злом не платят», «Дружбу помни, а зло забывай».

6:3 Итоговое занятие: игра «Скажи доброе слово».

4

2

6

7.

Тема: «Добро и зло»

7.1 Добро созидает, а зло разрушает.

7.2 Добро во благо других.

7.3 Значение пословицы «Сей добро, посыпай добром, жни добром, оделяй добром»

7.4 «Что такое хорошо и что такое плохо?»

7.5 Какое счастье получить доброе воспитание.

7.6 Итоговое занятие: игра «Делаем добрые дела».

6

2

8

8.

Тема: «Щедрость и жадность»

8.1 Мы делаем благо для других и для себя.

8.2 Щедрый человек – милостливый.

8.3 Жадность – скупость («Не хвались серебром, хвались добром)

8.4 Итоговое занятие: игра «Доброе дело в семье».

4

1

5

9.

Тема: «Правда и ложь»

9.1 От лжи человек страдает, мучается, болеет.

9.2 Правда освещает жизнь человека, очищает её от грязи, освобождает от зла

9.3 Значение слов: честность, правдивость, притворства, обман, ложь.

9.4 Итоговое занятие: игра «Давайте всегда говорить правду!»

4

1

5

 10.

Тема: «Зависть и доброжелательство»

10.1 Будь доволен тем, что имеешь.

10.2 Зависть приносит вред человеку, разъедает его душу.

10.3 Доброжелательность-противоположность зависти

10.4 Правило: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»

10.5 Пословица: «Завидующие глаза не знают стыда».

10.6 Итоговое занятие: игра «Радуемся за чужие успехи».

6

4

10

11.

Тема: «Послушание и упрямство»

11.1 Различие слов «Слышать» и «Слушать».

11.2 Послушание - умение слышать и понимать другого человека.

11.3 Упрямый человек не принимает советов других.

11.4 «Делай не то, что хочешь, а делай то, что нужно»

11.5 Итоговое занятие: игра «Поломанный телефон».

5

2

7

12.

Тема: «Трудолюбие и лень»

12.1 Человек любит трудиться и испытать радость от полученного результата.

12.2 Труд - источник жизни человека

потому что человек преодолевая трудности, становится умнее, сильнее и добрее.

12.3 Итоговое занятие: «Я умею делать  всё сам» (изготовление из природного материала поделок).

3

3

6

13.

Тема: «Милосердие и жестокость»

13.1Милосердие - помощь нуждающегося, утешение обиженного, ободрение печального, произнесение добрых слов.

13.2 Жестокий человек не знает жалости, сочувствия, любви.

13.3 Итоговое занятие: игра «Как приучить себя быть сострадательным и внимательным к своим близким».

4

4

8

ИТОГО:

  98

46

144

После обучения по программе «Духовно-нравственное развитие ребенка» воспитанники должны

знать:

- добрые слова,

- пословицы и их значение;

- значение слов: доброта, вежливость, милосердие, жестокость, совесть и т.д.

уметь:

- делать добрые поступки;

- быть трудолюбивым, честным;

- делать поделки своими руками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Барто А. «Имя и фамилия»;

2. Витекам Ц. «Зависть – серая с желтыми пятнами»;

3. Габе Д. «Моя семья»;

4. Дьяченко В. «Чему учат детей пчелы», «Великодушная дочь»;

5. Житков Б. «Как меня назвали»;

6. Каралийчев А. «Непослушные дети»;

7. Майков А. «Мать и дети»;

8. Мусатов В. «Как хлеб на стол пришел»; 

9. Осеева В. «Своими руками»;

 10. Стрелкова Л.  «Пора, пора, порадуемся»;

11. Сухомлинский В.А. «Каждый человек должен»;

12. Сухомлинский В. «Счастье и труд», «Пекарь и портной», «Правильно думай о труде»;

13. Сухомлинский В.А. «Кому идти за дровами»;

14.Сухомлинский В. «Трудно быть человеком»;

15. Сухомлинский В.А. «Трудно быть человеком», «Для чего говорят «спасибо», «Неблагодарность», «Скажи человеку «здравствуй», «Красивые слова и красивые дела»;

16. Сухомлинский В. «Все добрые люди – одна семья», «Бабушка отдыхает», «Именинный обед»;

17. Сухомлинский В.А. «Ненаглядный сынок», «Лесной домик», «Красивые слова и красивые дела»;

18. Сухомлинский В. «Какой след должен оставить каждый человек на земле»;

19. Сеф Р. «Имя у тебя одно»;

20. Сухомлинский В.А. «Жадный мальчик», «Металлический рубль»;

21. Гребенщиков А. «Азбука мудрости».

 

3 ноября 2015 в 21:54

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.